Институт Философии
Российской Академии Наук




  История философии. 2015. Т. 20. № 2
Главная страница » Периодические издания » История философии » История философии. 2015. Т. 20. № 2

История философии. 2015. Т. 20. № 2

 

Весь номер в формате PDF (2,19 MБ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ФИЛОСОФИЯ


Marietta Stepanyants. Cultural Interaction in Respond to Common Challenges

Any culture contains both an orientation towards harmony between man and nature, and an orientation to rule over natural forces, an orientation towards intrusion into them. It would be erroneous to bring the crops to any single alternative axiological orientation. The “share” of each orientation varies in different cultures and in different historical periods of the same culture. Plurality of axiological orientation makes culture multidimensional, dialogical, allows the latter to transform itself, moving to the periphery that was yesterday dominant in the culture. The tense relationship between the axiological orientations, entering among themselves in the relationship of mutual criticism, rejection, support, dialogue, constitutes the life of the culture and could be most productive in the construction of the ecological civilization.

Keywords: global challenges, ecological civilization, culture, nature, axioloical orientation, dialogue


 

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


«Лун мэнь синь фа» («Закон сердца/сознания традиции Лунмэнь»). Предисл., пер. 1-й главы текста, примеч. П.Д. Ленкова


С.Ю. Рыков. Долг или справедливость: еще раз о термине и 義 в древнекитайской философии

В статье проводится историко-философский анализ древнекитайского термина и (обычные русские переводы: «справедливость», «мораль», «долг»). На большом количестве примеров из древнекитайских источников показывается, что некорректно переводить этот термин как «справедливость», поскольку он не понимается как принцип распределения благ или тягот, не подразумевает идею «равенства», не мыслится в качестве антиальтруистической реакции в ответ на проблемную ситуацию в «области справедливости». Не точно переводить термин как «мораль», поскольку он употребляется в морально нейтральных контекстах или же рассматривается лишь как частная добродетель. В то же время переводить и как «долг» – более корректно, поскольку это слово указывает на необходимость действия не из личных интересов или аффектов.

Ключевые слова: долг, справедливость, древнекитайская философия, этика

 


М.В. Рубец. Влияние процессов модернизации на некоторые аспекты современного китайского языка

В статье рассматривается проблема влияния процессов глобализации и технического прогресса на некоторые аспекты китайского языка: процессы заимствования и образования новых терминов, выработка лексики, эмотиконов и других явлений, сопровождающих интернет- и смс-коммуникацию. На материале научной (химической) терминологии, а также интернет-лексики (поликодовые тексты, в частности, эмотиконы) показаны примеры оперирования перцептивными представлениями: составление новых иероглифов для обозначения химических соединений из ключей, входящих в состав иероглифов, обозначающих исходные вещества, вступающие в реакцию; использование иероглифов для составления новых эмотиконов с опорой на их сходство с разными выражениями лиц, и т. д. Сделан вывод об общей склонности носителей китайского языка и культуры к пространственно-образному мышлению, не подвергшейся сильным трансформациям, несмотря на процессы модернизации и глобализации.

Ключевые слова: архаическое мышление, научная терминология, эмотиконы, китайский язык, перцептивные представления, поликодовый текст


 

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


«Виджняна-бхайрава-тантра» 1–23 с комментарием «Уддьота» Кшемараджи (Предисл., пер., примеч. В.П. Иванова)


Дхармакирти. «Прамана-винишчая» («Удостоверение инструментов достоверного познания»). Глава 1. Пратьякша (восприятие). Карики 1–25 (Предисл., пер., примеч. В.Г. Лысенко)


Васубандху. «Пудгала-винишчая» (Предисл., пер. фрагмента, примеч. Л.И. Титлина)


Е.С. Бушуев. Концепция «единого вкуса» в позднеиндийском тантрическом буддизме на материале десятой главы «Муктавали-хеваджра-паньджики» Ратнакарашанти

Статья представляет собой текстологическое исследование тантрической буддийской концепции «единого вкуса» (ekarasa) на основе материалов из комментария «Муктавали-хеваджра-паньджика» к десятой главе «Хеваджра-тантры». Комментарий составлен Ратнакарашанти, одним из выдающихся буддийских интеллектуалов XI в. Источником по исследованию релевантных пассажей «Муктавали-хеваджра-паньджики» выступают наиболее значимые оригинальные рукописные материалы, обращение к которым позволяет критически подойти к единственному изданию этого санскритского текста.

Ключевые слова: тантрический буддизм, «Хеваджра-тантра», «Муктавали-хеваджра-паньджика», ekarasa, samarasa


 

ФИЛОСОФИЯ ДРУГИХ РЕГИОНОВ ВОСТОКА


Л.Б. Карелова. Проблемы времени в философии Омори Содзо

Омори Содзо (1921–1997) является одним из ведущих японских философов ХХ в., который, начав свою деятельность как феноменолог, впоследствии пришел к проблематизации и методам, свойственным аналитической философии. Рассмотрение его работ «Время и “я”» (1992), «Время и бытие» (1994) и «Время не течет» (1996) позволило проследить пути решения проблем времени в рамках аналитического направления в современной японской философии.

Представленная статья сосредоточена на следующих основных темах, затрагиваемых Омори Содзо: соотношение «спонтанно возникающего времени», данного в непосредственном опыте, и понятия «линейного времени», используемого в физике и обыденной жизни; понимание прошлого, настоящего, будущего и форм их бытия; проблема прошлого как коллективного вербального творчества; возможности существования «прошлого в себе»; проблема реальности времени.

Ключевые слова: линейное время, спонтанно рождающееся время, сейчас, прошлое, настоящее, будущее, воспоминания, прошлое в себе


Али Абдарразик. Ислам и принципы правления (Предисл., пер., примеч. Н.В. Ефремовой)


 

РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ


А.А. Терентьев. О книге Я. Комаровского «Видение единства. Новая интерпретация йогачары и мадхьямаки ‘золотым пандитой’ Шакья Чокденом»

Книга Ярослава Комаровского, доцента факультета религиоведения университета штата Небраска, – это первое систематическое исследование воззрений оригинального тибетского буддийского мыслителя XV в. Шакья Чогдена (Shakya Mchog ldan, gSer mdog Pan chen, 1428–1507) на мадхьямаку и йогачару. Воззрения Шакья Чогдена были слишком смелы для своего времени и в самом Тибете преданы забвению. 24 тома его сочинений стали вновь доступны лишь в 1970-х гг., – и он вновь был признан одним из ведущих тибетских мыслителей.

Ключевые слова: Шакья Чокден, Комаровский, Тибет, буддизм, мадхьямака, йогачара

 

К сведению авторов